Горячая линия
Почтовый адрес: sk.hotline@deloitte.kz
Телефон:
8 800 080 19 94
Одним из принципов деятельности АО «Самрук-Энерго» является комплаенс. Следование правилам позволяет нам оставаться командой профессионалов, объединенных общими целями, культурой поведения и традициями, а также помогает поддерживать на должном уровне взаимопонимание как в самой Компании, так и с деловыми партнерами и клиентами.
Основная задача направления комплаенс заключается в проведении мероприятий по выявлению, оценке, предотвращению и контролю возникающих в деятельности группы компаний АО «Самрук-Энерго» комплаенс-рисков, формирование нулевой терпимости к проявлениям коррупции и взяточничества, построение антикоррупционной культуры и предупреждение комплаенс-рисков.
Компания сформировала свой подход, основанный на следующих принципах:
- Активная вовлеченность и поддержка со стороны руководства в развитии комплаенс системы: Советом директоров Компании на периодической основе рассматриваются отчеты о реализации комплаенс программы.
- Компания регулярно проводит мероприятия по выявлению и последующей актуализации коррупционных рисков.
- Компания разрабатывает и внедряет процедуры по противодействию коррупции, отвечающие уровню и характеру выявленных рисков, совершенствует и актуализирует внутренние политики и процедуры.
- Компания реализует и поддерживает программу обучения работников принципам и стандартам соответствия антикоррупционному законодательству.
- Компания осуществляет мониторинг эффективности внедренных процедур по предотвращению коррупции.
- В целях минимизации риска вовлечения Компании в коррупционную деятельность, в Компании разработаны процедуры проверки на благонадежности (Due diligence) как в отношении контрагентов, так и в отношении физических лиц. Одним из ключевых инструментов комплаенс программы Компании является проверка благонадежности третьих лиц, партнеров, контрагентов, вступающих в отношения с Компанией. Службой в целях исключения коррупционных рисков и рисков потери деловой репутации внедрена практика проверки благонадежности третьих лиц. В целях распространения действия положений Кодекса поведения на деловых партнеров, поставщиков и других третьих лиц, которые работают с Компанией, в типовые хозяйственные договоры включены нормы «Антикоррупционных оговорок».
Комплаенс-программа Компании полностью поддерживается Советом директоров и Правлением и является неотъемлемой частью культуры «Самрук-Энерго».
В 2021 году в рамках антикоррупционной деятельности в организационные структуры дочерних и зависимых организаций АО «Самрук-Энерго» внедрены должности комплаенс-офицеров.
По результатам 2021 года комплаенс-офицеры по группе компаний АО «Самрук-Энерго» провели более 50 обучающих мероприятий с разъяснениями об изменениях в антикоррупционном законодательстве, о налоговом декларировании, о порядке работы горячей линии.
В целях формирования антикоррупционной культуры и нулевой терпимости к любым формам проявления взяточничества и коррупции для работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» проведены обучающие мероприятия по разъяснению требований, принятых комплаенс-политик и антикоррупционного законодательства.
В 2021 году в рамках антикоррупционной деятельности осуществлены следующие мероприятия:
- 15 апреля 2021 года заключен Меморандум о сотрудничестве между АО «Самрук-Энерго», Палатой юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (KazBar) и ОФ «Центр исследования правовой политики» (LPRC);
- разработан и утвержден решением СД № 11/20 от 06.11.2020 г. План мероприятий по реализации требований ЗРК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗPK в АО «Самрук-Энерго» и дочерних и зависимых организациях;
- проведен внутренний анализ коррупционных рисков всей группы компаний АО «Самрук-Энерго».
100 % работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» были ознакомлены с требованиями Кодекса поведения, Политикой по противодействию мошенничеству и коррупции, проведено тестирование работников.
Обучение политикам и методам противодействия коррупции
Наименование |
Итого |
Административно-управленческий персонал |
Производственный персонал |
Обучение факт |
АО «Самрук-Энерго» |
167 |
167 |
– |
100 % |
ТОО «АлматыЭнергоСбыт» |
509 |
56 |
453 |
100 % |
АО «Мойнакская ГЭС» |
123 |
22 |
101 |
100 % |
АО «Шардаринская ГЭС» |
137 |
20 |
117 |
100 % |
АО «Экибастузская ГРЭС-2» |
1417 |
86 |
1331 |
100 % |
АО «Алатау Жарык Компаниясы» |
3822 |
129 |
3693 |
100 % |
АО «АлЭС» |
3116 |
174 |
2942 |
100 % |
ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» |
1393 |
115 |
1278 |
100 % |
ТОО «Богатырь Комир» |
7298 |
472 |
6826 |
100 % |
ТОО «Samruk-Green Energy» |
22 |
8 |
14 |
100 % |
ТОО «ПВЭС» |
29 |
11 |
18 |
100 % |
ТОО «Энергия Семиречья» |
21 |
21 |
– |
100 % |
АО «Бухтарминская ГЭС» |
10 |
10 |
– |
100 % |
ТОО «Тегис Мунай» |
3 |
3 |
– |
100 % |
ТОО «Ereymentau Wind Power» |
14 |
14 |
– |
100 % |
ТОО «Казгидротехэнерго» |
2 |
2 |
– |
100 % |
ТОО «Energy Solutions Center» |
68 |
18 |
50 |
100 % |
ИТОГО |
18 151 |
1 328 |
16 823 |
100 % |
В рамках комплаенс-программы всем работникам и заинтересованным сторонам предоставлены средства коммуникации, такие как Линия инициативного информирования (горячая линия/Speak up), для того чтобы они могли сообщать о своей обеспокоенности в отношении фактических и предполагаемых нарушений законодательства, регуляторных требований и внутренних документов по вопросам этики и комплаенс. Лицам, сообщающим о нарушениях, предоставлена возможность направить сообщение на конфиденциальной и анонимной основе, также предоставляются гарантии недопущения притеснения и защиты их прав и интересов. В соответствии с лучшими международными практиками и для защиты интересов осведомителей горячая линия администрируется независимой компанией «Делойт», все жалобы и обращения, поступившие на горячую линию, регистрируются и передаются Службе «Комплаенс», которая обеспечивает профессиональное и конфиденциальное рассмотрение. В целях наиболее эффективной обработки сообщения имеется функция предоставления контактной информации, но также можно оставить анонимное сообщение. По анонимным жалобам ответы предоставляются независимой компании для последующего направления их заявителю.
В 2021 году Службой «Комплаенс» Компании рассмотрено 70 обращений и жалоб, поступивших в Компанию и на горячую линию. В рамках рассмотрения обращений и жалоб были проведены комплаенс-проверки и расследования, также плановые проверки по поручению Комитета по аудиту. По итогам аудита выявлены нарушения требований законодательства и внутренних документов в процессах по группе компаний АО «Самрук-Энерго», предоставлены рекомендации по исключению и минимизации рисков, были приняты меры по привлечению руководителей и ответственных работников к дисциплинарной ответственности.
По итогам 2021 года по группе компаний зафиксировано 1 коррупционное правонарушение в действиях главного инженера РЭС АО «АЖК». Согласно приговору суда от 2 ноября 2021 года, работник признан виновным. В целях недопущения аналогичных ситуаций, а также формирования антикоррупционной культуры и нулевой терпимости к любым формам проявления взяточничества и коррупции для работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» проведены обучающие мероприятия по разъяснению требований, принятых комплаенс-политик и антикоррупционного законодательства. Случаи расторжения договоров с деловыми партнерами в связи с нарушениями, связанными с коррупцией, не зафиксированы.
Случаев дискриминации за 2021 год не зафиксировано.
