Горячая линия
Почтовый адрес
: sk.hotline@deloitte.kz
Телефон: 8 800 080 19 94​​​​

Одним из принципов деятельности АО «Самрук-Энерго» является комплаенс. Следование правилам позволяет нам оставаться командой профессионалов, объединенных общими целями, культурой поведения и традициями, а также помогает поддерживать на должном уровне взаимопонимание как в самой Компании, так и с деловыми партнерами и клиентами.

Основная задача направления комплаенс заключается в проведении мероприятий по выявлению, оценке, предотвращению и контролю возникающих в деятельности группы компаний АО «Самрук-Энерго» комплаенс-рисков, формирование нулевой терпимости к проявлениям коррупции и взяточничества, построение антикоррупционной культуры и предупреждение комплаенс-рисков.

Компания сформировала свой подход, основанный на следующих принципах:

  • Активная вовлеченность и поддержка со стороны руководства в развитии комплаенс системы: Советом директоров Компании на периодической основе рассматриваются отчеты о реализации комплаенс программы.
  • Компания регулярно проводит мероприятия по выявлению и последующей актуализации коррупционных рисков.
  • Компания разрабатывает и внедряет процедуры по противодействию коррупции, отвечающие уровню и характеру выявленных рисков, совершенствует и актуализирует внутренние политики и процедуры.
  • Компания реализует и поддерживает программу обучения работников принципам и стандартам соответствия антикоррупционному законодательству.
  • Компания осуществляет мониторинг эффективности внедренных процедур по предотвращению коррупции.
  • В целях минимизации риска вовлечения Компании в коррупционную деятельность, в Компании разработаны процедуры проверки на благонадежности (Due diligence) как в отношении контрагентов, так и в отношении физических лиц. Одним из ключевых инструментов комплаенс программы Компании является проверка благонадежности третьих лиц, партнеров, контрагентов, вступающих в отношения с Компанией. Службой в целях исключения коррупционных рисков и рисков потери деловой репутации внедрена практика проверки благонадежности третьих лиц. В целях распространения действия положений Кодекса поведения на деловых партнеров, поставщиков и других третьих лиц, которые работают с Компанией, в типовые хозяйственные договоры включены нормы «Антикоррупционных оговорок».
Комплаенс-программа Компании полностью поддерживается Советом директоров и Правлением и является неотъемлемой частью культуры «Самрук-Энерго».

В 2021 году в рамках антикоррупционной деятельности в организационные структуры дочерних и зависимых организаций АО «Самрук-Энерго» внедрены должности комплаенс-офицеров.

По результатам 2021 года комплаенс-офицеры по группе компаний АО «Самрук-Энерго» провели более 50 обучающих мероприятий с разъяснениями об изменениях в антикоррупционном законодательстве, о налоговом декларировании, о порядке работы горячей линии.

В целях формирования антикоррупционной культуры и нулевой терпимости к любым формам проявления взяточничества и коррупции для работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» проведены обучающие мероприятия по разъяснению требований, принятых комплаенс-политик и антикоррупционного законодательства.

В 2021 году в рамках антикоррупционной деятельности осуществлены следующие мероприятия:

  1. 15 апреля 2021 года заключен Меморандум о сотрудничестве между АО «Самрук-Энерго», Палатой юридических консультантов «Kazakhstan Bar Association» (KazBar) и ОФ «Центр исследования правовой политики» (LPRC);
  2. разработан и утвержден решением СД № 11/20 от 06.11.2020 г. План мероприятий по реализации требований ЗРК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗPK в АО «Самрук-Энерго» и дочерних и зависимых организациях;
  3. проведен внутренний анализ коррупционных рисков всей группы компаний АО «Самрук-Энерго».

100 % работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» были ознакомлены с требованиями Кодекса поведения, Политикой по противодействию мошенничеству и коррупции, проведено тестирование работников.

Обучение политикам и методам противодействия коррупции

Наименование

Итого

Административно-управленческий персонал

Производственный персонал

Обучение факт

АО «Самрук-Энерго»

167

167

100 %

ТОО «АлматыЭнергоСбыт»

509

56

453

100 %

АО «Мойнакская ГЭС»

123

22

101

100 %

АО «Шардаринская ГЭС»

137

20

117

100 %

АО «Экибастузская ГРЭС-2»

1417

86

1331

100 %

АО «Алатау Жарык Компаниясы»

3822

129

3693

100 %

АО «АлЭС»

3116

174

2942

100 %

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»

1393

115

1278

100 %

ТОО «Богатырь Комир»

7298

472

6826

100 %

ТОО «Samruk-Green Energy»

22

8

14

100 %

ТОО «ПВЭС»

29

11

18

100 %

ТОО «Энергия Семиречья»

21

21

100 %

АО «Бухтарминская ГЭС»

10

10

100 %

ТОО «Тегис Мунай»

3

3

100 %

ТОО «Ereymentau Wind Power»

14

14

100 %

ТОО «Казгидротехэнерго»

2

2

100 %

ТОО «Energy Solutions Center»

68

18

50

100 %

ИТОГО

18 151

1 328

16 823

100 %

В рамках комплаенс-программы всем работникам и заинтересованным сторонам предоставлены средства коммуникации, такие как Линия инициативного информирования (горячая линия/Speak up), для того чтобы они могли сообщать о своей обеспокоенности в отношении фактических и предполагаемых нарушений законодательства, регуляторных требований и внутренних документов по вопросам этики и комплаенс. Лицам, сообщающим о нарушениях, предоставлена возможность направить сообщение на конфиденциальной и анонимной основе, также предоставляются гарантии недопущения притеснения и защиты их прав и интересов. В соответствии с лучшими международными практиками и для защиты интересов осведомителей горячая линия администрируется независимой компанией «Делойт», все жалобы и обращения, поступившие на горячую линию, регистрируются и передаются Службе «Комплаенс», которая обеспечивает профессиональное и конфиденциальное рассмотрение. В целях наиболее эффективной обработки сообщения имеется функция предоставления контактной информации, но также можно оставить анонимное сообщение. По анонимным жалобам ответы предоставляются независимой компании для последующего направления их заявителю.

В 2021 году Службой «Комплаенс» Компании рассмотрено 70 обращений и жалоб, поступивших в Компанию и на горячую линию. В рамках рассмотрения обращений и жалоб были проведены комплаенс-проверки и расследования, также плановые проверки по поручению Комитета по аудиту. По итогам аудита выявлены нарушения требований законодательства и внутренних документов в процессах по группе компаний АО «Самрук-Энерго», предоставлены рекомендации по исключению и минимизации рисков, были приняты меры по привлечению руководителей и ответственных работников к дисциплинарной ответственности.

По итогам 2021 года по группе компаний зафиксировано 1 коррупционное правонарушение в действиях главного инженера РЭС АО «АЖК». Согласно приговору суда от 2 ноября 2021 года, работник признан виновным. В целях недопущения аналогичных ситуаций, а также формирования антикоррупционной культуры и нулевой терпимости к любым формам проявления взяточничества и коррупции для работников группы компаний АО «Самрук-Энерго» проведены обучающие мероприятия по разъяснению требований, принятых комплаенс-политик и антикоррупционного законодательства. Случаи расторжения договоров с деловыми партнерами в связи с нарушениями, связанными с коррупцией, не зафиксированы.

Случаев дискриминации за 2021 год не зафиксировано.