Схема тарифообразования электроэнергии

Тарифное регулирование, в зависимости от вида деятельности энергокомпаний, относится к компетенции Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК (далее – Комитет) или отраслевого министерства – Министерства энергетики (далее – МЭ).

Тарифы на электроэнергию для энергопроизводящих организаций (далее – ЭПО) на период с 2016–2018 гг. были установлены на уровне ранее утвержденных на 2015 г. предельных тарифов для станций.

На основании принятой в 2014 г. Концепции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Казахстана до 2030 года с 2019 г. введен Рынок мощности как эффективный механизм обеспечения отрасли достаточным уровнем инвестиций, что благоприятно скажется на рынке в долгосрочной перспективе.

В контексте регулирования цен и тарифов в электроэнергетической отрасли на МЭ возложены функции по утверждению предельных на электрическую энергию, предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности. Также МЭ устанавливает индивидуальные тарифы на услугу по поддержанию готовности электрической мощности для действующих и вновь вводимых в эксплуатацию генерирующих установок.

Начиная с 2019 г. с учетом ввода рынка мощности для энергопроизводящих организаций сформированы:

  • предельные тарифы на мощность, включающие в себя затраты на инвестиционные проекты и погашение основного долга (по кредитным средствам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов);
  • предельные тарифы на электроэнергию, включающие в себя затраты на производство электроэнергии и норму прибыли. Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 11 марта 2021 года № 76 внесены поправки в Приказ № 205 от 22 мая 2020 года об утверждении «Методики определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли на балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию».

Начиная с 1 июля 2021 г. в соответствии с Законом РК «О поддержке использования ВИЭ» был введен механизм сквозной надбавки в составе отпускного тарифа на электроэнергию ЭПО с целью возмещения затрат на покупную электроэнергию ЭПО. Сквозная надбавка рассчитывается ТОО «РФЦ по поддержке ВИЭ» на основании затрат на поддержку ВИЭ в РК и объемов отпуска электрической энергии ЭПО, являющихся условными потребителями. С учетом введения сквозной надбавки ВИЭ были пересмотрены тарифы на электроэнергию энергопроизводящих организаций страны.

Тарифы на передачу и распределение электроэнергии для энергопередающих компаний, на производство тепловой энергии и тарифы на энергоснабжение (ЭСО) регулируются Комитетом. Регулирование и контроль Комитетом осуществляются в строгом соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами.

Решения по тарифам в существенной степени подвержены влиянию социальных и политических вопросов. Экономические, социальные и прочие политики Правительства РК могут иметь существенное влияние на операционную деятельность группы компаний АО «Самрук-Энерго».

Конечный тариф на электроэнергию складывается из следующих составляющих:

  • отпускная цена производителя энергии (предельный тариф и сквозная надбавка);
  • цена на передачу электроэнергии по Национальной сети;
  • цена за передачу и распределение по сетям РЭК;
  • услуги по регулированию, балансированию и диспетчеризации;
  • услуги по обеспечению готовности электрической мощности.

*В сопутствующие услуги ЭСО входят расходы на услуги KEGOC (диспетчеризация, балансирование), услуги КОРЭМ, услуги по регулированию мощности, а также услуги по обеспечению готовности электрической мощности».

**Надбавка ЭСО также включает корректировку доходов в качестве возмещения разницы между утвержденной и фактичекской цены покупки и передачи электроэнергии, а также прочих убытков (убытки от применения потребителями дифференцированных тарифов на электроэнергию и услуг по обеспечению готовности электрической мощности).

МОДЕРНИЗАЦИЯ МОЩНОСТЕЙ СТАНЦИЙ ЗА СЧЕТ УСЛУГИ РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ И ПРЕДЕЛЬНЫХ ТАРИФОВ

Средневзвешенные тарифы на производство электроэнергии

Наименование

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. факт

2022 г.

прогноз

2023 г.

прогноз

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»,

средневзвешенные тарифы, тенге кВтч

6,07

6,44

7,31

8,22

8,97

тариф на экспорт, тенге/кВтч

9,64

10,22

10,31

 

 

тариф РК, тенге/кВтч

5,87

5,86

6,82

7,60

8,25

в т.ч. тариф на эл. энергию, тенге/кВтч

5,65

5,65

6,76

7,60

8,25

в т.ч. тариф на мощность, мың теңге/МВт*мес.

590

590

590

590

590

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»,
средневзвешенные тарифы, тенге кВтч

8,70

9,64

10,38

11,46

12,09

тариф на электроэнергию, тенге/кВтч

7,42

8,55

9,79

10,44

11,08

тариф на мощность, мың теңге/МВт*мес.

590

590

590

590

590

АО «Алматинские электрические станции», средневзвешенные тарифы, тенге кВтч

9,66

11,41

13,12

14,36

15,42

тариф на электроэнергию, тенге/кВтч

8,43

9,45

11,16

12,62

13,71

средневзвешенный тариф на мощность,
мың теңге/МВт*мес.

590

875

899

798

798

тариф на мощность, мың теңге/МВт*мес.

590

590

590

590

590

индивидуальный тариф на мощность,
мың теңге/МВт*мес.

 

4 169

4 169

3 139

3 139

АО «Шардаринская ГЭС», средневзвешенные тарифы, тенге кВтч

4,86

12,95

15,32

16,70

16,25

тариф на электроэнергию, тенге/кВтч.

4,23

8,49

9,27

11,27

11,28

тариф на мощность, мың теңге/МВт*мес.

590

4 069

3 868

3 868

3 868

АО «Мойнакская ГЭС», средневзвешенные тарифы, тенге кВтч

10,02

21,33

23,74

24,38

23,92

тариф на электроэнергию, тенге/кВтч

7,93

12,02

12,26

13,70

14,44

тариф на мощность, мың теңге/МВт*мес.

590

2 564

2 564

2 564

2 564

ТОО «Samruk-Green Energy», тенге кВтч

48,54

32,73

19,74

23,80

24,77

ТОО «Первая ветровая электрическая станция», тенге кВтч

30,03

31,62

33,83

35,52

36,36

ТОО «Ereymentau Wind Power»

 

 

 

22,68

22,68

ТОО «Энергия Семиречья»

 

 

 

22,68

22,68

С 1 января 2019 года в РК начал функционировать рынок электрической мощности. Разделены доходы, получаемые производителями электроэнергии, на две составляющие − доход от продажи электроэнергии (направляется на покрытие текущих расходов) и доход от оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности (направляется на погашение основного долга и на инвестиции). Утвержден единый предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности для всех ЭПО в размере 590 мың теңге/МВт*мес. Тарифы на электроэнергию утверждены на период 2020–2025 гг. Однако утвержденные тарифы не предусматривают индексацию по годам. При этом, согласно пункту 2 статьи 12-1 Закона РК «Об электроэнергетике», при необходимости тарифы на электроэнергию ежегодно корректируются.

С вводом рынка мощности средневзвешенные тарифы на электроэнергию в 2020 году для станций возросли, с учетом ввода с 1 июля 2020 г. скорректированных предельных тарифов и ввода индивидуальных тарифов на мощность.

В связи с утверждением МЭ РК дефицитных тарифов для станций, в соответствии с Нормативными актами ЭПО были представлены заявки в МЭ РК на корректировку предельных тарифов на электроэнергию. В результате с 1 июля 2020 г. МЭ РК были утверждены предельные тарифы на электроэнергию, которые действовали вплоть до 31 марта 2021 г.

С учетом утверждения Методики определения нормы прибыли (Приказ Министра энергетики № 205 от 22.05.2020 г. с изменениями, согласно Приказу № 76 от 11.03.2021 г.) – в предельные тарифы ЭПО с 1 апреля 2021 г. была включена норма прибыли в соответствии с Приказом Министра энергетики РК от 30.03.2021 г.

В соответствии с Законом РК «О поддержке использования ВИЭ» с 01.07.2021 г. в отпускном тарифе на электроэнергию ЭПО учитывается надбавка на поддержку использования ВИЭ на уровне 1,57 тенге/кВтч, рассчитанная ТОО «РФЦ по поддержке ВИЭ» на основании затрат на поддержку ВИЭ в РК и объемов отпуска электрической энергии ЭПО, являющихся условными потребителями. С учетом введения сквозной надбавки ВИЭ Приказом Министра энергетики РК № 211 от 24.06.2021 г. были утверждены новые предельные тарифы на электроэнергию ЭПО.

Таким образом, в течение 2021 г. для ЭПО действовали следующие предельные тарифы на электроэнергию:

Наименование ЭПО

Утвержденный тариф 01.01.2021-31.03.2021

Утвержденный тариф 01.04.2021-30.06.2021

Утверждены тарифы МЭ без надбавки с 01.07.2021

Надбавка ВИЭ

Тарифы с учетом надбавки ВИЭ с 01.07.2021

% роста к утв. с 01.01.2021

ТОО «ГРЭС-1»

5,80

7,25

5,90

1,57

7,47

28,7 %

АО «ГРЭС-2»

9,13

9,69

8,59

1,57

10,16

11,3 %

АО «АлЭС»

10,30

11,01

10,23

1,57

11,80

14,5 %

АО «МГЭС»

12,02

12,03

10,90

1,57

12,47

3,7 %

АО «ШарГЭС»

8,10

9,74

8,77

1,57

10,34

27,6 %

С начала 2021 г. значительный рост тарифа произошел для ТОО «ГРЭС-1» и АО «ШарГЭС» на 28,7 % и 27,6 % соответственно, для АО «ГРЭС-2» и АО «АлЭС» на 11,3 % и 14,5 % соответственно. Для АО «МГЭС» тариф вырос незначительно с 12,02 тенге/кВтч до 12,47 тенге/кВтч, или на 3,7 %.

Начиная с 2020 г. с МЭ РК проводится работа по утверждению инвестиционных тарифов для станций, осуществляющих масштабные инвестиционные проекты, – АО «МГЭС», АО «ШарГЭС», АО «АлЭС» и ТОО «ГРЭС-1».

28.02.2021 г. ТОО «ГРЭС-1» заключено инвестиционное Соглашение с МЭ РК на модернизацию, реконструкцию, расширение и обновление по Проекту восстановления энергоблока № 1 с установлением тарифа в размере 1 199 тыс. тенге /МВт*мес. на период 2025–2031 гг. в расчете на объем услуги 476,6 МВт.

Параметры заключенных инвестиционных соглашений приведены ниже.

Параметры заключенных инвестиционных соглашений

Наименование ЭПО

Объем

Индивидуальный тариф

период

АО «АлЭС»

69,5 МВт

4 168,60

2020–2024 гг.

АО «МГЭС»

298 МВт

2 563,67

2020–2026 гг.

АО «ШарГЭС»

61 МВт

4 069,3

2020–2028 гг.

ТОО «ГРЭС-1»

476,6

1 199

2025–2031 гг.

АО «ЭГРЭС-2» 26.01.2021 г. представлена заявка в Совет Рынка (КЭА) на утверждение индивидуального тарифа по реализации проекта «Расширение и реконструкция ЭГРЭС-2 с установкой энергоблока № 3». После получения положительной рекомендации Советом рынка от 29.03.2021 г. заявка передана на рассмотрение в МЭ РК.

С 2022 г. и далее тарифы на электроэнергию и мощность прогнозируются с учетом индексации.

Тарифы на услуги передачи электроэнергии

Наименование

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. факт

2022 г. прогноз

2023 г. прогноз

АО «Алатау Жарық Компаниясы»

5,46

5,95

6,07

6,60

7,25

Для АО «Алатау Жарық Компаниясы», также являющегося субъектом естественной монополии, Приказом ДКРЕМ от 17.05.2021 г. утверждены предельные тарифы на период 2021–2025 гг., с вводом в действие тарифа с 1 июня 2021 г. Утвержденный тариф на 2021 год в размере составляет 6,09 тенге/кВтч с ростом к действующему тарифу 0,8 %.

Увеличение (корректировка) тарифов производится не чаще одного раза в год, в случаях роста затрат РЭС по объективным причинам (в соответствии со ст. 22 Закона РК «О естественных монополиях», основанием изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа являются изменения стоимости стратегических товаров (покупная электроэнергия).

Тарифы на реализацию электроэнергии ЭСО

Наименование

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. факт

2022 г. прогноз

2023 г. прогноз

ТОО «АлматыЭнергоСбыт»

16,11

17,66

18,69

21,32

22,82

Энергоснабжающая компания ТОО «АлматыЭнергоСбыт» является субъектом общественно-значимого рынка и также подлежит регулированию уполномоченным органом. В расчет тарифа включены операционные, финансовые и инвестиционные компоненты. Существуют риски искусственного сдерживания роста тарифов Регулятором, в целях сохранения социальной стабильности населения в регионах. Для физических лиц сохранена дифференциация по нормам потребления, для юридических лиц поставка электроэнергии осуществляется по среднеотпускным тарифам.

Для ТОО «АЭС» 1 февраля 2021 г. в связи со снижением тарифа АО «KEGOC», были снижены тарифы до уровня 18,25 тенге/кВтч (на 1,2 % к ранее действующему), в том числе снижены дифференцированные тарифы по группам потребителей.

С учетом увеличения тарифов энергоисточников с 01.07.2021 г. ДКРЕМ направлено Мотивированное заключение от 23.08.2021 г. о повышении цены с 01.09.2021 г. до 19,74 тенге/кВтч, или на 14,5 % к действующему уровню.

Схема тарифообразования тепловой энергии

Ввиду социальной значимости цен на тепловую энергию государство через КРЕМ реализует политику сдерживания роста тарифов, что выражается в стремлении занижения тарифов на тепловую энергию.

В отличие от электроэнергетики, структура систем теплоснабжения состоит из трех секторов: производство, передача (включая распределение и сбыт тепловой энергии) и потребление тепловой энергии.

Рынок тепловой энергии представлен только розничным сектором с фактическим отсутствием практической возможности розничного потребителя выбирать поставщиков тепловой энергии.

Тарифы на производство теплоэнергии

Наименование

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. факт

2022 г. прогноз

2023 г. прогноз

АО «Алматинские электрические станции»

3 354

3 441

3 392

3 621

3 694

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»

809

697

772

867

938

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»

572

367

233

367

367

Как для субъекта естественной монополии, законодательство предусматривает утверждение долгосрочных (5+ лет) предельных уровней тарифов для организаций, производящих тепловую энергию, с включением в них инвестиционной составляющей и ежегодной индексацией затрат. Предельные тарифы утверждаются Комитетом. Однако увеличение тарифов производится не чаще одного раза в год и существуют риски сохранения тарифов без увеличения, в случаях роста затрат станции по объективным причинам.

Для АО «АлЭС» совместным приказом Департаментов Комитета по регулированию естественных монополий (далее – ДКРЕМ) Министерства национальной экономики РК по г. Алматы № 141-ОД и по Алматинской области № 267-ОД от 29.11.2021 г. утверждены тарифы на регулируемые услуги по производству тепловой энергии на 2022–2026 гг. с вводом в действие с 01.01.2022 г., где на 2022 г. увеличение к действующему тарифу составило 8,6 %.